26 декабря, 2015

Гузель Яхина. Зулейха открывает глаза. М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной. 2015.

История России полна страшных и позорных страниц, которые в разные политические времена то выдирались из общей канвы, то рьяно и торопливо вклеивались обратно. Одной из таких страниц, безусловно, является история трудовых лагерей, история ГУЛАГа. Солженицын опередил свое время, посчитав современников способными мужественно терпеть вспарывание этого нарыва. И власть предержащие, и читатели оказались, в большинстве своем, не готовы к такому уровню откровенного ужаса. Прошло почти пятьдесят лет, и российские писатели начали предпринимать попытки оздания альманаха сталинских репрессий. В прошлом году Захар Прилепин стал лауреатом премии «Большая книга» за свой роман «Обитель» (о жизни в Соловецко млагере). Этой осенью вышла новая книга Людмилы Улицкой, в которой главный герой – дважды репрессированный дед писательницы. И если от столь именитых и всеми признанных авторов ждешь подобного масштаба, то молодые дебютанты от литературы чаще входят в ее мир робко и тихо, с простыми, легкими темами. Первый роман молодой писательницы, выпускницы Московской школы кино Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза» не претендует на сравнение с толстовскими романами, но удивляет выбранной темой – история раскулаченной татарки Зулейхи, этапированной на голый берег Ангары, чтобы именно там обрести главное женское счастье – счастье материнства.

Первые главы романа оставляют несколько смешанные чувства. Ярко выраженный кинематографичный стиль повествования обнажает явные намерения автора экранизировать написанный текст (и желательно в сериальном жанре). Возникает ощущение, что первая из четырех частей книги – это пилотная серия, в которой бегло даются вводные: муж бьет, свекровь сживает со свету, одна за другой умирают четыре, едва появившиеся на свет, дочери. В придачу ко всему, новая власть лишает нажитого добра, руками «красноордынца» Игнатова убивает супруга-тирана и ссылает в Сибирь. Яхина пытается сопереживать этапированным питерским интеллигентам и детям кулаков, описывая ужасы теплушных вагонов и перманентный голод, но в целом продолжает играть роль оператора, цинично снимающего происходящее. Даже чудесное излечение казанского профессора медицины от букета психоневрологических заболеваний описывается так, будто бы это грипп или ветрянка. Прочтя треть книги, становится ясно, что все эмоции и вся сила сопереживания героям были припасены для главного – неожиданно открывшейся беременности Зулейхи, родов на просторах Сибири, и рождения долгожданного сына.Не только кулачка, но и создавший ее образ автор, ждали именно этого момента.Сила любви, данная рождением ребенка, вспыхивает одновременно с силой повествования.

«Зулейха открывает глаза» - очень женский роман. Иначе, чем еще объяснить возникновение чувств заключенной к своему коменданту? Однако именно такие произведения позволяют читателям с разными литературными вкусами узнать историю страны, историю репрессий.

Гузель Яхина своим дебютом не обнаруживает талантов русских классиков; не поражает фактологической работой недавно вышедшего «ГУЛАГа» Энн Эпплбаум. Но ей удалось создать произведение, прославляющее материнство, вынужденное бороться с ужасающими условиями существования. Думаю, матери, прочитавшие этот роман, еще долгое время испытывали тихий стыд перед Зулейхой за то, что не могут иногда в своих тепличных условиях быть столь же прекрасными, заботливыми и трепетными матерями,как она.

Комментариев нет:

Отправить комментарий