Галерея искусства стран Европы и Америки
XIX-XX веков. Государственный музей
изобразительных искусств имени. А.С. Пушкина. М.: Красная Площадь, 2008.
2016
год в Москве начался с очереди на выставку Валентина Серова. Затем родились
очереди в Эрмитаже на Фриду Кало, и в Третьяковскую галерею – на Фёдора
Рокотова. Одним словом, тяга к прекрасному среди российских граждан – новый общественный
феномен, который еще долгое время будет порождать различные теории и споры.
Между тем, в здании Главного Штаба ГМИИ имени А.С. Пушкина в 2006 году
состоялось открытие Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, где
разместились всемирно известные шедевры ван Гога, Дега, Пикассо и многих других
(и очереди здесь не наблюдается). Построенная по монографическому принципу
экспозиция, объединила в себе романтизм, реализм, импрессионизм и последующие
направления, отдавая дань памяти и уважения знаменитым русским коллекционерам и
искусствоведам, благодаря которым обогащалось и сохранялось культурное
достояние России.
На
первых страницах альбома галереи, который любой посетитель может приобрести в
сувенирной лавке за поразительно небольшие деньги, рассказывается об истории
появления частных собраний европейской живописи в России. Московские купцы на
рубеже столетий часто совершали визиты в парижские галереи, откуда привозили на
родину «новейшие достижения искусства. Наиболее внушительной коллекцией обладал
текстильный магнат Сергей Иванович Щукин, в чьей домашней столовой и концертном
салоне висели произведения Поля Гогена и Клода Моне. Помимо династии Щукиных,
собирательством активно занимались Иван Абрамович Морозов (тот самый, чей
виртуозный портрет создал Валентин Серов), и, конечно, братья Третьяковы. К
1917 году, сотрясенного революцией, Москва располагала богатейшими собраниями
современных европейских мастеров, а в 1928 году под крышей Морозовского
особняка на Пречистенке уже действовал первый и крупнейший в мире
Государственный музе нового западного искусства (ГМНЗИ). Борьба за
территориальное расположение, настоящие подвиги Ирины Антоновой (долгое время –
бессменного директора ГМИИ), идеологические войны во времена СССР – всё это
лишний раз подтверждает высочайшую ценность работ, представленных в галерее.
Данный
альбом объединил под своей обложкой около 200 работ художников и скульпторов,
разнесенных почти на два столетия в мировой истории искусства. Начиная «Исполиновыми
горами» Каспара Давида Фридриха - крупнейшего немецкого художника
романтического направления, Вы переходите к работе признанного лидера
академизма Жана Огюста Доминика Энгра; затем – к произведениям Гойи и Делакруа,
Коро (любимца Третьякова) и Фромантена, постепенно приближаясь к настоящим «знаменитостям»
среди произведений французской школы живописи. Постепенно перелистывая страницы
альбома (из прекрасной мелованной бумаги, что приносит необходимое в деле
изучения искусства эстетическое наслаждение), - также как и переходя из одного
зала галереи в другой – возникают смешанные чувства. С одной стороны, хочется
разделить радость обладания Россией таких мировых шедевров, которые все мы
видели в учебниках МХК. Сразу вспоминается восторг Паолы Волковой, которая
рассказывает о «Мадонне Бенуа» кисти Леонардо да Винчи, принадлежащей Эрмитажу.
Вместе с тем, возникает недоумение, почему так мало людей приходит посмотреть
на пейзажи Сислея и Мунка, натюрморты Сезанна, или потрясающие портреты Пикассо
в стиле объемного кубизма. Пушкинскому музею удалось собрать потрясающую
коллекцию шедевров с мировым именем, которыми восхищаются не только
искусствоведы, но и простые обыватели.
Отдельного
внимания заслуживает качество иллюстраций в альбоме. Очень часто бывает так,
что, глядя в глаза Жанне Самари, запечатленной в импрессионистическом портрете
Ренуара, мы видим лишь неестественную желтизну и будто пиксельную репродукцию
картины. А поразительные синий и голубой цвета Анри Матисса выглядят не менее
вульгарно, чем агитационные граффити на московских домах. Создателям альбома,
посвященного экспозиции Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, удалось
сохранить оригинальную чистоту цвета, благодаря чему каждый может восхищаться
мировыми шедеврами живописи, не выходя из дома. В конце представлены краткие
биографии всех собранных в издании авторов. Помимо сухих фактов, здесь можно
узнать о преподавательской деятельности Василия Кандинского в Баухаузе, и,
наконец, разобраться, кого же считать основоположником импрессионизма – Мане или
Моне.