12 сентября, 2016

Мост к Леонардо

Леонард Шлейн. Мозг Леонардо: Постигая гений да Винчи. М.: Альпина нон-фикшн, 2016.



«Книга должна быть топором, 
способным разрубить замерзшее море внутри нас. 
Если прочитанная нами книга не потрясает нас, как удар по черепу,
Зачем вообще читать её?».

Франц Кафка

За всё время существования Homo sapiens (150 000-200 000 лет) было не так много людей, признанных гениями как в искусстве, так и в научной сфере одновременно. Персидский поэт и автор рубаи Омар Хайям был также великим математиком. Галилео Галилей слыл не автором великих научных открытий, а также обладал выдающимся литературным опытом. Среди небольшого списка гениев обнаруживается непропорционально много представителей итальянского Ренессанса, самым выдающимся из которых, безусловно, является Леонардо да Винчи. Однако среди огромного количества написанных о нем текстов, трудно найти работу, описывающую не только отдельно взятую сферу его интересов, но и рассматривающую гениальную натуру да Винчи с научной точки зрения (опираясь на современные исследования работы мозга и протекания творческих процессов в нем). Книга Леонарда Шлейна, выпущенная в этом году издательством «Альпина нон-фикшн», дарит возможность не только сгруппировать все известные на сегодняшний день факты из жизни великого мастера, но и предлагает читателю задуматься о единстве науки и искусства, как о способе познания мира.

Американский исследователь и изобретатель Леонард Шлейн однажды уже подступался к гению Леонардо, в своей книге «Искусство и физика: Параллельный взгляд на пространство, время и свет». В ней присутствует глава, посвященная выдающемуся деятелю итальянского Возрождения, из которой выросла его последняя (опубликованная уже посмертно) книга – «Мозг Леонардо: Постигая гений да Винчи». Здесь, по словам самого автора, представлено финальное развитие мыслей, изложенных в трех его предыдущих книгах: «Искусство и физика», «Алфавит против богини» и «Секс, время и власть».

Как известно, Леонардо да Винчи обладал самым творческим умом в истории человечества. У него были все способности мозга, обеспечивающие повышенную восприимчивость к эстетике, гармонии и творчеству: леворукость, амбидекстрия и зеркальное письмо, предположительно гомосексуальность. Да Винчи был пацифистом, в Италии, где война между городами-государствами являлась чем-то обыденным и естественным. Он был вегетарианцем, и это в XV-XVI века, когда каждый бедняк мечтал о куске мяса. При всем этом у Леонардо не было выраженного доминирования одного из полушарий, которое большинство ученых ставит во главу угла при обсуждении способностей человеческого мозга к творчеству. Являясь автором всемирно известных шедевров живописи, Леонардо да Винчи слыл восхитительным музыкантом, скульптором, был военным экспертом при дворе миланского герцога Людовико Сфорца (что не мешало последнему поручать гению украшать его палаццо и писать сценарии торжеств).



Шлейн предлагает смотреть на экстраординарные способности да Винчи с разных точек обзора. Во-первых, автор выдвигает обоснованное научными фактами предположение, что правое и левое полушарие мозга Леонардо имели менее выраженные связи, чем у обычного человека. Во-вторых, Шлейн считает, что объект его исследовательских интересов обладал экстрасенсорными способными, которые помогли ему предвосхитить множество открытий человечества на 500 лет вперед. Также остается неясным, за счет чего да Винчи удавалось создавать карты, на которых местность нарисована так, как она видна только с высоты спутника (значит, Леонардо обладал дистанционным видением, или способностью видеть на расстоянии). Одним словом, он стал первым создателем аэронавигационных карт, немыслимых в XV-XVI веках. 



Предупреждая скепсис по поводу столь сомнительных гипотез, стоит сказать, что Шлейн описывает способности человеческого мозга через сложные научные теории, такие, как теория относительности и пространственно-временном континуум.

«Армянские письма» и изобретение подводной лодки, новаторские архитектурные проекты и открытия в области нейробиологии, ботаники и патологической анатомии, потрясающие произведения искусства наконец. Всё это дает автору книги «Мозг Леонардо» утверждать, что Леонардо да Винчи был гением, какого мир не знал ни до, ни после. Он предвосхитил технологии будущего на сотни лет, став первым футурологом в истории и подарив нам возможность гадать, кем же он был, и для чего пришёл в наш мир.