Энн Эпплбаум. ГУЛАГ. М.: АСТ, Corpus, 2015.
Выходу
книги Энн Эпплбаум «ГУЛАГ» предшествовали долгие месяцы года литературы в
России, в течение которых на прилавках магазинов появлялись то патриотичный
Владимир Соловьев, то яркий и неожиданный Михаил Зыгарь, то насаждающий
конъюнктуру Николай Стариков. Каждый из них писал про свою, родную Россию,
пользуясь аксиомой «Он художник. Он так видит». Американский писатель и
журналист Эпплбаум не стала играть роль изобличителя власти, или же наоборот,
ее приспешника, а взяла на себя ответственность рассказать россиянам (да и
всему миру) об одной из самых страшных институциональных систем тоталитарного
режима – о ГУЛАГе. Если вышедшие в этом году «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной
и «Лестница Якова» Людмилы Улицкой на ту же тему, позволяют читателю одеть на
глаза шоры художественного вымысла, то работа Эпплбаум очень убедительно дает
понять: именно так всё и было. Справедливости ради стоит сказать, что написала
она все это еще в 2003 году (за что была удостоена Пулитцеровской Премии),
задолго до того, как все в нашей стране стали интересоваться политикой.
Вышедший в 2006 году тиражом в 1 500 экземпляров «ГУЛАГ», остался
незамеченным ни читателями, ни критиками. И совершенно незаслуженно.
Огромный
фундаментальный труд, при подготовке которого автор изучил не одну сотню
архивных документов, интервью, и прочих источников, по праву можно назвать
энциклопедией ГУЛАГа. Рассказывая в первой главе об истории возникновения
исправительно-трудовых лагерей и их развитии, Эпплбаум, кажется, не упустила из
виду ни одной мелочи. Посещение первого лагеря (на территории Соловецкого
монастыря) Максимом Горьким; явный след личного участия Сталина в делах
отдельных заключенных; строительство Беломорканала и Большой террор – всё это
описывается, как ни стыдно признаться, удивительно захватывающе. Автор ловит
вас на эмоциональный крючок и, как безоружную рыбу, тянет к неизбежному катарсису
(потому как спокойно читать о расстреле ни в чем не повинных людей и гибели
младенцев сможет только лишенный эмпатии человек).
Отдельной
похвалы заслуживает перевод Леонида Мотылева, но не стоить умолять и заслуг Эпплбаум
(владеющей русским языком в совершенстве).
Вторая
глава позволяет читателю выстроить в своем сознании картину мира времен
советской репрессивной машины. От ареста и этапирования, до смерти или (если
повезет) побега автор буквально за руку ведет нас по неотапливаемым вагонам и
баракам с грудными детьми. Она, с кажущимся на первый взгляд, хладнокровным
равнодушием описывает умышленное членовредительство среди зэков (ради
освобождения от каторжных работ). Но, одновременно с этим, показывает обратную
сторону лагерной жизни, в которой заключенные шьют одежду из немыслимых
материалов, играют в местных театрах, и вообще живут, несмотря на
нечеловеческие условия и перманентное ущемление своих прав.
«ГУЛАГ» Эпплбаум – это не просто исторический non/fiction. Это энциклопедия
жизни советского общества. Тех, кто сидел и тех, кто сажал. Автору в равной
степени интересна судьба диссидента Бродского и малолетних детей «врага
народа». Тяжелые судьбы американских и польских заключенных, трагедия в Катыни,
такая долгожданная смерть Сталина и последовавшие за ней революции зэков – всё
это представляется автору одинаково важным, вне зависимости от политического
контекста.
Чтение
этой книги способно оказать поистине терапевтическое действие, через знание и
просвещение даруя читателю свободу. Свободу мысли, эмоциональную свободу, а для
тех, кого репрессии коснулись напрямую – свободу почти физическую. Труд
Эпплбаум – это истинный вклад в вечную память тех, о ком мы столького не знали
(или не хотели знать). «Эта книга написана потому, что такое почти наверняка
повторится», пишет автор. И очень хочется с ним не согласиться. И помнить.
Помнить всех, кого поглотила тоталитарная система.
Комментариев нет:
Отправить комментарий