22 января, 2016

Мишель Уэльбек. Покорность. М.: АСТ, Corpus,2015.


           


 Одной из самых продаваемых в России книг в 2015 году стала знаменитая антиутопия Джорджа Оруэлла "1984", что вызвало шквал стенаний в рядах либерального интернет-сообщества. Последний роман французского писателя Мишеля Уэльбека "Покорность" также был причислен к этому жанру, что, на мой вгляд, не совсем верно. Этот рассинхрон жанрового определения обусловлен, видимо, славой автора, считающегося ярым исламофобом (ему даже пришлось покинуть Францию из-за преследований мусульманской общины). Сам Уэльбек периодически открещивается от такого неудобного (и даже опасного, если говорить о французском обществе) ярлыка, но выход очередного романа порождает новую волну споров об этом.
            "Покорность" - в каком-то смысле, классическое произведение Уэльбека, в котором автор вновь затрагивает темы человеческого одиночества, сексуальной свободы, политики. Герой романа - профессор литературы Франсуа, обнаруживает себя совершенно одиноким и бесполезным обществу человеком в Париже 2022 года. Друзей не нажито, постоянно сменяющие друг друга молодые подружки, оставляют его, а в стране происходит внезапная, но закономерная смена политического режима, в результате которой президентом становится мусульманин. Франсуа тут же лишается работы в Сорбонне (хотя он "никого не обижал" и тихо восхищался творчеством Гюисманса), студентки-любовницы, которая вынуждена эмигрировать в Израиль, и оказывается на грани самоубийства.
Главного героя (типичного уэльбековского эгоцентриста) больше озадачивает негласный запрет на мини-юбки, чем смерть родителей и потеря работы. Он даже пытается сбежать из страны, но что-то заставляет его вернуться. Уэльбек удивительно точно рисует абрис современного француза, для которого первостепенными являются поддержание своей административной жизни и радость просмотра политических теледебатов с бутылкой вина. Благодаря расхристанному пониманию свободы европейцев и чарующему обаянию мусульманских политиков, главный герой (но не сам автор, который явно рисует свой автопортрет) обнаруживает в себе ту самую покорность исламу, когда от явного отрицания и неприязни приходишь не только к пониманию его догматов, но и к полному согласию с ними.
Приправленная рассуждениями о природе христианства и ислама, редкими постельными сценами, литрами разнообразного алкоголя и прочими атрибутами обаяния повседневности, "Покорность" Уэльбека являет собой пример прекрасно написанного романа, который совершенно заслуженно встает в один ряд с такими бестселлерами автора, как "Карта и территория" и "Элементарные частицы". И, конечно, никакой он не пророческий, и расстрел редакции Charlie Hebdo в день выхода "Покорности" во Франции не является роковым совпадением. Это лишь закономерный финал нынешней политики Западной Европы и краха христианских ценностей. Иногда в голове возникает постыдное сравнение Уэльбека с творчеством Фредерика Бегбедера, но если второй самовлюбленно пишет о загнивании гламурной части общества, то первый, несомненно, говорит про весь мир. А желание новоявленного исламского лидера возродить Римскую Империю (включив в состав Евросоюза Алжир, Марокко и Египет), не спасет европейцев от вымирания.